Спиртные напитки

Рустаму Тарико помог польский алкорынок

Выручка алкогольного бизнеса Рустама Тарико – Roust Corporation в первом полугодии 2015 г. сократилась на 37,3% год к году до $244,1 млн, следует из неаудированной отчетности компании по US GAAP за II квартал. Снижение связано с девальвацией рубля и польского злотого по отношению к доллару на 63,2 и 23,5% соответственно, пишут «Ведомости» ссылкой на данные компании.

Без учета курсовой разницы в первом полугодии 2015 г. выручка Roust осталась на уровне аналогичного периода прошлого года, указывает компания в сообщении: $338,9 млн против $389,6 млн годом ранее.

Глобальные продажи Roust в натуральном выражении за первое полугодие сократились на 12,1% до 10,2 млн 9-литровых кейсов, сказано в отчетности. В частности, на российском рынке падение составило почти 35%, тогда как Польша, которую компания с 2015 г. также называет ключевым рынком, показала 14,4%-ный рост. По данным Nielsen и Росстата, на которые ссылается компания, российский рынок водки в натуральном выражении во II квартале упал на 6% – на 5 процентных пунктов (п. п.) меньше, чем в кварталом ранее, и на 10 п. п. меньше, чем в IV квартале 2014 г. Рынок Польши в I и II кварталах сократился на 3% (также Nielsen).

Снижение выручки в России Roust объяснила падением водочного рынка и решением сократить товарные запасы дистрибуторов для улучшения оборотного капитала, говорится в сообщении компании. В этом году, в отличие от двух предыдущих, государство заморозило акциз на алкоголь, поясняет топ-менеджер другой алкогольной компании, поэтому у дистрибуторов не было необходимости запасаться продуктом по более низкой цене прошлого года. Также, по его словам, на их бизнес повлияли девальвация рубля и общее ослабление российской экономики.

В итоге доля России в общей выручке Roust заметно снизилась: на конец 2014 г. она составляла 62,2%, тогда как по итогам первого полугодия 2015 г. – только 50,1%. Зато доля Польши выросла за этот же период с 34,1 до 45,9%, в том числе благодаря пересмотру минимального набора продукции компании на полке, ценовой политике, продвижению продукции в малой упаковке, а также новой команде.

На сокращение продаж и выручки в России, по признанию самой Roust, повлияло и переподписание на новых условиях контрактов с крупнейшими федеральными сетями (их имена не называются): компания повысила цены на свою продукцию, а также стала жестче контролировать скидки и промоакции, чтобы увеличить рентабельность. При этом компания сократила операционные расходы более чем на треть – до $78,6 млн против $125,1 млн в январе – июне 2014 г. Как следствие, ее маржа по EBITDA почти не изменилась – 11,3% в первом полугодии против 11,6% годом ранее. А во II квартале 2015 г. по сравнению с первым она выросла на 1,6 п. п. до 12% и продолжит расти, надеется Roust. Чистый убыток сократился почти на треть – c $48,2 млн до $34,6 млн, сказано в отчетности.
«Мы довольны дальнейшим увеличением нашей доли на мировом рынке, ростом продаж на экспортных рынках, успешной интеграцией нашего бизнеса в России, а также сохранением устойчивого показателя EBITDA в непростых экономических условиях», – приводятся в сообщении слова Тарико.

При этом Roust указывает, что «нет абсолютных гарантий, что компания будет успешной в будущем», отмечается в отчете. Неспособность обеспечить рост выручки и маржи или пролонгировать имеющиеся долги «может негативно повлиять на достижение намеченных бизнес-целей», говорится там же. Согласно документу, на 30 июня 2015 г. текущие обязательства компании превышали ее текущие активы на $108,8 млн, составляя $508,7 млн.

Все же компания надеется на улучшение ситуации во второй половине 2015 г. По прогнозу, приведенному в отчете, продажи должны увеличиться благодаря сезонности и лучшим условиям по поставкам, достигнутым в первом полугодии. По данным компании, в России уже переподписаны контракты с 90% ключевых клиентов, и в результате в июне 2015 г. продажи водки выросли на 2% год к году, превысив 500 000 кейсов. А вклад второго полугодия в итоговую годовую выручку в 2013-2014 гг. превышал 60%, следует из отчетности Roust. Кроме того, компания ожидает стабилизации водочного рынка уже в III квартале.

Roust – единственная на алкогольном рынке компания, одинаково ориентированная как на экспорт, так и импорт, указывает директор ЦИФРРА Вадим Дробиз, поэтому такие показатели естественны в нынешних условиях. По его словам, все компании сталкиваются с теми же проблемами, в том числе и навязыванием сетями ретробонусов и падением рынка.

Крупнейший производитель водки в России «Синергия» финансовые результаты первого полугодия 2015 г. опубликует только в октябре, сообщается на сайте компании. По данным «Синергии», ее собственные продажи в натуральном выражении сократились на 6%, а отгрузки собственной продукции на 8%.

Дробиз не разделяет оптимизма Roust и не ожидает восстановления рынка в III квартале 2015 г.: рынок стабилизируется в негативе, падение в этом году останется в пределах 10% благодаря замораживанию цены акциза.

Популярные новости

To Top