Спиртные напитки

Новый год под градусом

Розничные продажи алкоголя в России продолжают снижаться. Основная причина — сокращение числа потребителей спиртного из-за спада рождаемости в 1990-е годы. В новогодние праздники ожидать спада продаж не стоит, считают аналитики.

Алкогольный рынок в России продолжает падение. По данным Росстата, передает RNS, за девять месяцев 2016 года розничные продажи алкоголя снизились на 2% по сравнению с январем — сентябрем предыдущего года — до 72,5 млн дал.

Падение зафиксировано во всех категориях, за исключением сидра и медовухи — в этих сегментах рост составил 34,8%. Сильнее всего снизились продажи слабоалкогольной продукции — на 11,7%. В остальных категориях снижение спроса не превышало 5%.

Продолжение падения российского алкогольного рынка, который с начала года в целом сократился на 2%, ни в коем случае не стоит рассматривать как тренд на отрезвление россиян, сообщил RNS директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. По его словам, в условиях кризиса потребление алкоголя растет в любом государстве независимо от экономического развития, причем рост наблюдается в первую очередь за счет крепкого спиртного, в особенности дешевого и нелегального.

Но при росте потребления на душу населения в целом потребление алкоголя может снижаться по причине демографии, то есть из-за снижения числа потребителей. С 1990 года рождаемость в России сократилась вдвое по сравнению с последними годами существования СССР, и в 2008-м потребители из этой демографической группы вышли на алкогольный рынок и обрушили его пивной сектор, а в 2012 году — винный, поясняет Дробиз.

По его прогнозам, кризис на рынке алкоголя затянется на ближайшие годы. «Их дальнейшее сокращение, по моим прогнозам, продлится до 2020 и 2024 года, то есть по 12 лет каждый. В 2018–2019 годах начнется кризис на рынке крепкого алкоголя, и он тоже может продлиться 12 лет», — резюмирует он.

Праздник с алкоголем

Эксперты не ожидают, что на фоне общего снижения продаж алкоголя сильно снизятся и продажи в новогодние праздники. В период предновогодних закупок в легальной рознице никаких значимых взлетов или падений ждать не стоит, полагает Дробиз.

Если тенденция сохранится, на Новый год будет небольшое сокращение потребления к аналогичному периоду прошлого года, считает старший аналитик БКС Марат Ибрагимов. В эти новогодние праздники жители России могут переключиться на отечественное вино, которое больше соответствует тренду импортозамещения, полагает он: «Оно и дешевле, и в общем тренде находится».

Снижения продаж алкоголя в праздники не будет, потому что в праздники жители России не любят экономить, считает партнер Deloitte Владимир Бирюков. «Как показывают наши исследования, россияне в момент праздников не любят экономить на еде и напитках, поэтому я бы не ожидал большого снижения продаж в период новогодних праздников», — говорит он.

По словам Бирюкова, сейчас есть общая тенденция перераспределения покупательской корзины в сторону более дешевых категорий товаров, и алкоголь здесь не исключение. «С другой стороны, в праздники, наверное, будут экономить чуть меньше, чем это происходит в обычной жизни, потому что в праздники русский человек любит себя побаловать», — добавляет он.

Новогодние продажи вряд ли смогут компенсировать снижение продаж по итогам года, но в следующем году алкогольный рынок может ждать некоторая стабилизация, надеется Бирюков.

Популярные новости

To Top