Спиртные напитки

Нижегородские спиртзаводы предлагают инвесторам

Нижегородское правительство предлагает возродить в регионе производство спирта. Власти рассчитывают привлечь инвесторов и создать в регионе вертикально-интегрированный холдинг с участием местных сельхозпредприятий и площадок бывших спиртзаводов. Хотя региональный рынок производства алкоголя вырос на 15%, эксперты сомневаются, что идея может быть реализована: найти инвесторов на поделенном алкогольном рынке сложно, хотя местные власти могут поддержать развитие существующих производителей.

Вчера заместитель губернатора Нижегородской области Наталия Казачкова провела отраслевое совещание с производителями этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по развитию отрасли в регионе. В частности, госпожа Казачкова поставила инвестиционному блоку задачу «проработать вопрос привлечения инвесторов в алкогольную отрасль для создания вертикально-интегрированного холдинга с участием местных сельхозпредприятий и использованием площадок 17 бывших спиртовых и ликеро-водочных заводов». Речь идет о заводах, которые раньше находились в Большеболдинском, Бутурлинском, Борском, Перевозском, Гагинском, Володарском и других районах области. Предприятиям отрасли замгубернатора порекомендовала «иметь четкую производственную программу, которая позволит использовать в полном объеме производственные мощности» и пообещала поддержку регионального мининвеста.

По данным облправительства, в 2012 году объемы производства подакцизной алкогольной продукции в Нижегородской области выросли на 15% к уровню 2011 года — до 38,3 млн декалитров. В том числе более 22 млн декалитров алкогольной продукции, пива и пивных напитков нижегородские производители отгрузили на экспорт в 71 регион страны, а также в США, Германию, Вьетнам, Армению, Абхазию, Азербайджан, Грузию, Казахстан и Латвию. Всего за год предприятия алкогольной отрасли привлекли в развитие производств более 580 млн руб. собственных и заемных средств. Поступление акцизных налогов в бюджет области в 2012 году выросло на 37% — до 5,2 млрд руб.

Эксперты и участники рынка сомневаются, что идея областного правительства выльется в реальный проект. Область заинтересована в возрождении ранее сильного производства алкогольной продукции, так как 40% акцизов с ее продажи поступают в региональный бюджет, отмечает генеральный директор ЗАО «Винагропром» Александр Прок: «До появления Росалкогольрегулирования (РАР) в регионе работали такие крупные производители спирта, как Арзамасский, Чугуновский заводы, и Нижегородская область была экспортным регионом. Но за последнее время количество спиртзаводов сильно сократилось: жесткая позиция РАР привела к тому, что у нас в регионе остался всего один спиртзавод — Арзамасский, и производители вынуждены закупать сырье в других регионах». По мнению главы «Винагропрома», несмотря на желание правительства возродить отрасль, это маловероятно: «Инвесторами могут быть только структуры, близкие к РАР, а им выгоднее развивать существующие производства. Привлечь же в этот сектор сторонних инвесторов нереально: в данном сегменте, чтобы инвестировать, надо быть уверенным в получении лицензии, а без нужных связей это почти невозможно». Маловероятно создание вертикально-интегрированного холдинга, в который войдут все региональные площадки, добавляет директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз: «Идея великолепная. Но в лучшем случае может быть создан холдинг из одного спиртзавода, винодельческого завода вторичного виноделия, который будет производить ликеро-водочную продукцию и коньяк, а также сети дистрибуторов и розницы. Но этот холдинг будет процветать, только если закрыть область для любой ввозной алкогольной продукции, а закрыть рынок не получится. Тем более что сырье и продукция из других регионов могут быть объективно дешевле и качественнее». Впрочем, по словам эксперта, в ряде регионов попытка создать замкнутый цикл удалась: например, в Татарстане доля ликеро-водочной продукции местного производства на рынке достигает 80%, в Башкирии — 90%: «Этот опыт показывает, что подобный проект если и возможен, то только на паритетных началах с областной администрацией: инвесторам один на один с РАР будет довольно сложно. Тем более что спиртовой и водочный рынок в России уже жестко поделен». Кроме того, регион может поддержать производителей путем создания программ поддержки производителей алкогольной продукции, отмечают эксперты. В частности, в ряде регионов действует программа возврата части налогов местным участникам рынка.

Коммерсантъ

Популярные новости

To Top