Сельское хозяйство

Украинских аграриев убирают с земли. Парламент может запретить крупные агрохолдинги

Предложенные ко второму чтению поправки в законопроект «О рынке земель» сделают невозможной работу крупного аграрного бизнеса в Украине. Площадь аренды земли будет ограничена 5,5 тыс. га на территории одного района и не более чем 100 тыс. га по всей стране. Эксперты подсчитали, что этот запрет приведет к сокращению ВВП более чем на 1%. Депутаты обещают изучить просьбы участников рынка, но не гарантируют, что учтут их при принятии закона.

Комитет Верховной рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений закончил подготовку законопроекта «О рынке земель» ко второму чтению и накануне его рассмотрения в сессионном зале вынес на общественное обсуждение. Аграрии выступили против этого документа, так как его принятие может привести к ликвидации крупного аграрного бизнеса как такового. Они не согласны с предложением ограничить площадь земли, которую можно взять в аренду, 5,5 тыс. га в одном районе (10% площадей сельхозугодий района) и 100 тыс. га по всей стране. Причем ограничение должно распространяться на все земли, которые находятся в аренде и непосредственно у компании, и у аффилированных с ней структур.

Стремление ограничить площади аренды объясняется желанием поддержать сельское население и фермерские хозяйства. Представляя законопроект к первому чтению, глава комитета Верховной рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений Григорий Калетник (Партия регионов) заявил: «Крупные агрохолдинги в основном не оказывают положительного влияния на социально-экономическое развитие сел. И больше всего сел исчезает с карты Украины именно там, где работают такие крупные хозяйства».

По словам председателя ассоциации «Укрцукор» Николая Ярчука, эта норма поднимает вопрос о выживании холдингов, специализирующихся на производстве сахара,— деятельность 40 заводов может быть законсервирована. «Вокруг сахарного завода необходимы площади не менее 15-16 тыс. га, а если учитывать территорию под засев — то в пределах 60-70 тыс. га, что охватывает 3-4 района»,— отмечает господин Ярчук. «Мы подготовили под засев сахарной свеклой 33 тыс. га, вложили много денег и вернули к жизни Гайсинский завод. И теперь, после того как вложены средства, они будут командовать и ограничивать нас? Человек, который придумал такой законопроект, заслуживает порицания»,— негодует генеральный директор «Укрпроминвеста» Алексей Порошенко. Генеральный директор компании «Астарта-Киев» (в аренде 250 тыс. га) Виктор Иванчик соглашается, что с принятием этой нормы ведение крупного аграрного бизнеса станет невозможным.

Эта проблема коснется и животноводческих комплексов, и молочнотоварных производителей. Концентрация земель (12-15 тыс. га) необходима для обеспечения животных кормами. «На одну корову необходимо 1,7 га земли, то есть мы не будем вписываться в ограничение. И что, нам останавливать проекты? Это преступление против производителей»,— возмущается гендиректор «Украинской молочной компании» Сергей Быков. В ответ Григорий Калетник предложил аграриям изменить подходы к ведению бизнеса, сославшись почему-то на опыт Ближнего Востока: «Ведь нигде не написано, что корова должна питаться только с собственной земли. Мы были в Саудовской Аравии, где 95% земель — пустыня. Там кормят животных привозным кормом».

В то же время в Министерстве аграрной политики соглашаются с критикой производителей. По словам заместителя министра Александра Сеня, ограничение площади аренды следует увеличить до 35% всей площади района. По подсчетам главы Совета предпринимателей при Кабмине, президента Украинской аграрной конфедерации Леонида Казаченко, ограничения затронут около 900 предприятий. Только в Киевской области работает 11 крупных компаний. Но Григорий Калетник утверждает, что норму в 10% сейчас превышают лишь несколько компаний, и для них планируется ввести переходный период.

Аграрии также подвергли критике запрет юридическим лицам покупать земли сельхозназначения и участки под хозяйственными сооружениями. «Как это вообще возможно? Предприятие построило здание и не может купить землю, на которой оно стоит»,— удивляется генеральный директор компании «Нибулон» Алексей Вадатурский. Следует отметить, что законопроект содержит существенные противоречия. Согласно ст. 3, владеть сельскохозяйственной землей для ведения товарного производства позволено гражданам Украины (необходимо доказать отсутствие иностранного гражданства), государству, местным органами власти и государственному земельному банку. Однако в ст. 45 говорится, что в конкурсах на право приобретения земли в собственность или аренду могут участвовать юридические лица. А прописав, что одна компания может владеть многими участками в разных регионах Украины, авторы проекта отметили, что арендатор обязан зарегистрироваться по месту расположения одного участка.

Зампред правления «Райффайзен Банк Аваль» Виктор Горбачев отмечает, что для банков устранение с рынка юрлиц является нежелательным, поскольку работать с физлицами более рискованно. «Кроме того, нас, как финансовое учреждение, беспокоит снижение капитализации агрохолдингов, которые являются нашими клиентами. Проведение IPO при таких условиях невозможно»,— говорит он. Леонид Козаченко прогнозирует невозвращение кредитов на сумму 3 млрд грн украинским банкам и до $1 млрд — иностранным инвесторам. Результатом такой земельной реформы может стать снижение ВВП на 1,3%, предупреждает эксперт.

Нарекания аграриев и экспертов вызывают также функции и полномочия, которыми предлагается наделить государственный земельный банк, что фактически сделает его монополистом на рынке земли. Эти опасения высказываются даже несмотря на то, что из последней редакции была исключена норма, согласно которой банк получал исключительное право покупать/продавать земли, передавать их в аренду и закладывать актив. В качестве компромисса господин Калетник предложил сформулировать полномочия банка в отдельном законопроекте, если парламент поддержит такую идею.

По мнению советника президента, народного депутата Анатолия Кинаха (Партия регионов), законопроект требует существенной доработки, так как основная цель реформы — не продажа земель, а привлечение инвестиций. Однако, как заявил Григорий Калетник, документ будет вынесен на рассмотрение Рады сразу после каникул, так как уже завершились предусмотренные регламентом сроки его подготовки ко второму чтению. При этом учесть требования аграриев глава комитета не обещал.

Коммерсантъ

Популярные новости

To Top