Сельское хозяйство

Стейк малой кровью

Агрохолдинг «Красный Восток», который в основном специализируется на молочном животноводстве, намерен производить говядину премиум-класса. Совместно с московской инвесткомпанией «АМИ-Инвест» он строит комплекс в Рыбно-Слободском районе стоимостью 1,5 млрд руб. Правда, собственных средств у компаний не хватает и они претендуют на льготные кредиты Россельхозбанка. Без господдержки проект становится убыточным.

Агрохолдинг «Красный Восток» совместно с ИК «АМИ-Инвест» намерен создать в Рыбно-Слободском районе Татарстана производство мраморной говядины — продукта премиального сегмента. Оператором проекта является ЗАО «Агропромышленный комплекс „Русский мрамор“».

ЗАО «Агропромышленный комплекс „Русский мрамор“» было зарегистрировано в Рыбно-Слободском районе Татарстана в сентябре 2009 года с уставным капиталом 150 тыс. руб. ОАО «АМИ-Инвест» принадлежит 75% УК, ОАО «Агрохолдинг „Красный Восток“» — 19,9%, ООО «Долина» — 5,1%. Конечным бенефициаром «Русского мрамора» является Игорь Грушелевский. Чистый убыток компании в 2010 году составил 264 тыс. руб.

Как рассказали в пресс-службе «Эдельвейс-Групп», в которую входит агрохолдинг, проект оценивается в 1,5 млрд руб. Комплекс будет состоять из откормочной площадки на 7 тыс. голов, убойного цеха мощностью 36 тыс. тонн в год и биогазовой станции, которая будет перерабатывать отходы животноводства в 17,5 млн куб. м метана в год. Предполагается, что на начальном этапе скот будет поставляться из Венгрии, а затем в течение пяти лет будет сформировано собственное мясное стадо до 100 тыс. голов пород «герефорд» и «абериан-ангусс».

«Предприятие рассчитано на импортозамещение»,— отмечают в «Эдельвейс-Групп», поскольку, по данным участников рынка, мраморную говядину в России в промышленном масштабе не производят. Поставлять продукцию планируется в Москву, Санкт-Петербург, Казань и другие города-миллионники с помощью дистрибуторской сети «АМИ-Инвест».

По данным Национальной мясной ассоциации, в Россию ежегодно ввозится 1,5-2 тыс. т высококачественной говядины (из США, Австрии и Новой Зеландии). При этом, по официальным статданным, в 2011 году в стране было произведено 1,6 млн т и импортировано 0,82 млн т говядины с учетом субпродуктов.

Как стало известно, сейчас проект не обеспечен финансами в полной мере и «Русский мрамор» рассчитывает на содействие Агентства стратегических инициатив (АСИ). Там проект прошел предварительное согласование и ожидает рассмотрения наблюдательного совета. Как сообщили в АСИ, инвесторы вложили более 260 млн руб. в покупку земельного участка, обустройство коммуникаций и авансирование покупки части оборудования. Всего же «Русский мрамор» за счет собственных средств готов обеспечить лишь 23% необходимых инвестиций, остальное должны составить заемные деньги. С этой целью ведутся переговоры с Россельхозбанком о семилетнем кредите. Предполагается, что с помощью АСИ инвестор получит госсубсидии на погашение 8% из 13-процентной ставки по кредиту, что позволит окупить проект примерно за четыре года. В противном случае он будет убыточным.

Руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин выразил сомнения в необходимости подобного комплекса, отметив «неуемную увлеченность мраморной говядиной». «В России нет критериев оценки мраморности, по сравнению с США и Канадой, где жесткая сертификация и система стандартов»,— говорит он. Также он отмечает, что и большой потребности в таком мясе в России нет, потребительский рынок здесь очень узкий. Кроме того, господин Юшин считает, что в России практически отсутствуют специалисты, которые смогут вырастить и правильно разделать тушу, и полагает более разумным выращивать не элитные, а обычные мясные породы, отмечая высокую потребность в говядине. В Союзе предприятий мясной отрасли тоже полагают, что мраморное мясо слишком дорогое (от 500 руб. за 1 кг) и покупать его могут в основном рестораны, для большинства потребителей оно недоступно. Представитель Союза, пожелавший быть неназванным, сообщил, что содержать элитный скот экономически невыгодно — целесообразней было бы выращивать смешанные породы скота, пригодные для получения и молока, и мяса, как в основном делают в Европе. Такие породы лучше адаптируются и к российским погодным условиям.

Однако Рамиль Ахметов, исполнительный директор интернет-магазина доставки деревенской еды «Угодим.ру», напротив, считает производство мраморной говядины успешным проектом. Он уверен, что спрос на элитные сорта в России большой, и если качество мяса будет хорошим, то оно легко сможет потеснить импорт. Аналитик Инвесткафе Дарья Пичугина соглашается, что «при заложенных в проекте финансовых условиях окупаемость за четыре года вполне реальна». «Спрос на мраморную говядину уже существует, особенно в крупных городах Европейской части России. Ритейлеры и ресторанный бизнес не упустят возможности закупать продукцию по более выгодным ценам по сравнению с импортом. Импортные пошлины на говядину после вступления в ВТО остались на прежнем уровне, поэтому реальных конкурентов по цене у проекта пока не предвидится»,— отмечает она.

Коммерсантъ

Популярные новости

To Top