Сельское хозяйство

«Русагротранс» вводит штрафы за задержку зерновозов

Как стало известно РБК daily, через две недели крупнейший национальный перевозчик зерна «Русагротранс» введет штрафы за задержку вагонов. Отправители сельхозпродукции, срывающие сроки погрузки, будут платить от 2 тыс. до 10 тыс. руб. в сутки. Сейчас задержка обходится всего в 1 тыс. руб. в день. Штрафы уже в первый месяц позволят снизить простой вагонов и увеличить их оборачиваемость на 10—15%, рассчитывают в «Русагротрансе». Параллельно нужно ввести санкции для транспортных компаний за несвоевременную подачу вагонов, считают аграрии.

Вопрос о введении санкций для отправителей сельхозгрузов был поднят в начале ноября на заседании рабочей группы при Минсельхозе (см. РБК daily от 02.11.11). Два дня назад Минтранс подготовил поправки в устав железнодорожного транспорта, позволяющие взимать плату с грузоотправителей за простой вагонов сверх оговоренного времени.

По информации РБК daily, уже с 21 ноября «Русагротранс» начнет включать пункт о штрафных санкциях в договоры с грузоотправителями. Штрафы будут рассчитываться согласно правилам Федеральной службы по тарифам (ФСТ): минимальный штраф за простой зерновоза начисляется сразу после нарушения сроков погрузки и разгрузки и составляет от 2 тыс. до 10 тыс. руб. в сутки. В настоящее время, к примеру, расходы «Русагротранса» в случае простоя вагона составляют 1 тыс. руб. в день, и фактически их оплачивает грузоотправитель.

По данным «Русагротранса», среднее время, затрачиваемое грузоотправителями на погрузку, составляет 100,8 часа, среднее время выгрузки — 52 часа. В то же время норматив на погрузку и выгрузку вагона составляет 24 часа. Для сравнения: согласно советским нормативам, погрузка или выгрузка вагона должна была проводиться за шесть часов. В октябре текущего года из-за задержек вагонов не было перевезено около 500 тыс. т зерна.

Пресс-секретарь «Русагротранса» Александр Чернов подтвердил информацию о введении штрафов по тарифам ФСТ и пояснил, что размер санкций будет зависеть от недобросовестности грузоотправителя. «Если отправитель регулярно задерживает вагоны, для него может применяться максимальная ставка», — отметил он.

«Русагротранс» рассчитывает, что введение санкций позволит уже в декабре текущего года сократить простой зерновозов и, соответственно, увеличить перевозки на 10—15% по сравнению с октябрем. В результате будет пущено дополнительно 1 тыс. рейсов в месяц и перевезено около 70 тыс. т зерна. «Если же все грузоотправители станут более дисциплинированными, то через несколько месяцев транспортная компания будет иметь возможность пускать дополнительно 5 тыс. рейсов», — говорит г-н Чернов.

Участникам рынка инициатива «Русагротранса» не понравилась. «Мы считаем введение штрафов нецелесообразным, вполне достаточно тарифа, который применяется к сверхнормативному простою вагонов, — утверждает президент Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин. — С учетом уровня существующей логистической инфраструктуры введение штрафов может привести к параличу перевозок зерна внутри страны».

Между тем некоторые эксперты признают, что если все начнут выполнять установленные нормативы, то не будет серьезных проблем с вагонами. Вполне возможно, что скорость оборачиваемости вагонов несколько возрастет, говорит исполнительный директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов-младший. «Однако по факту это будет означать дополнительные поборы, которые лягут на плечи сельхозпроизводителей», — добавляет он.

Если вводить подобные штрафы, то было бы логично их дополнить и штрафами за несвоевременную подачу вагонов, а также установить предельные сроки предоставления вагонов, подчеркивает г-н Сизов. В настоящее время многие грузоотправители могут рассчитывать на получение вагонов через месяц-полтора, а то и более, а пока зерно не перевозится, цены снижаются, подчеркивает эксперт.

Популярные новости

To Top