Сельское хозяйство

«Русагро» хочет единолично производить сахар-рафинад

Агрохолдинг «Русагро» сенатора Вадима Мошковича хочет единолично производить в России сахар-рафинад. Как стало известно, компания собирается запатентовать в качестве товарного знака слово «рафинад». Однако получить на него права будет затруднительно, поскольку слово является общеупотребительным. Даже если «Русагро» сможет добиться желаемого, другие производители попытаются лишить знак правовой охраны.

Заявку на регистрацию в качестве товарного знака слова «рафинад» подала в Роспатент на прошлой неделе компания «Русагро-сахар», дочерняя структура ГК «Русагро». Она также хочет получить права на слово «брауни». Оба знака регистрируются по 30-му классу (сахар) Международной классификации товаров и услуг (МКТУ).

«Русагро» владеет семью сахарными заводами, является одним из крупнейших производителей сахара в России и лидером на рынке кускового сахара с долей более 34% (по данным AC Nielsen за 2011 год). Выпускает продукцию под торговыми марками «Чайкофский», «Русский сахар» и «Брауни». Компания «Русагро-сахар» уже зарегистрировала по 30-му классу МКТУ в качестве товарного знака слово «чайкофский» (регистрация истекает в июне 2020 года), а также изображение этого знака.

Зачем компании понадобилось патентовать слово «рафинад», в «Русагро» не комментируют.

Чтобы получить права на «рафинад», заявителю надо предоставить доказательства того, что этот знак приобрел различительную способность, говорит адвокат юридической компании «Юков, Хренов и партнеры» Екатерина Малинина. Роспатент может отказать «Русагро» в регистрации знака по классу сахара, поскольку это общеупотребительное слово и другие производители также вправе его использовать, считает юрист компании «Николаев и партнеры» Василий Моисеев.

К примеру, изобразительным товарным знаком, в котором использовались слова «сахар» и «рафинад», с 1996 по 2006 год владел Краснопресненский сахарорафинадный завод. Но в приложении к этому знаку Роспатент указывал, что слова «сахар», «рафинад» и «быстрорастворимый» не являются предметом самостоятельной правовой охраны.

«Если бы регистрация производилась по классам, не связанным с сахаром или подсластителями, то Роспатент мог бы удовлетворить это заявление», — добавляет г-н Моисеев. В настоящее время по классам 41 (воспитание, развлечения, организация мероприятий) и 43 (услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками, обеспечению временного проживания) действует регистрация изобразительного товарного знака, в котором используется инфографика и слово «рафинад». Этим знаком владеет компания «Спорт-Мастер» из Татарии.

Даже если заявитель сможет получить право на «рафинад», то другие компании потребуют его аннулировать, добавляет г-жа Малинина. «К примеру, несколько лет назад один из банков зарегистрировал права на слово «рождественский» по классу банковских вкладов и затем начал предъявлять претензии к другим банкам, использующим это слово в качестве названия вклада. Но впоследствии по обращению банков-конкурентов регистрацию этого товарного знака признали недействительной», — рассказал г-н Моисеев.

Тем не менее схожий спор о товарном знаке Radler (смесь пива с лимонадом в пропорции 50:50) выиграл правообладатель. В конце прошлого и начале текущего года компании Lewenbrau AG и Heineken попытались лишить московский комбинат «Очаково» прав на этот знак, зарегистрированный по нескольким классам. Заявителям удалось аннулировать регистрацию по всем классам, кроме ключевого для пивоваров.

В то же время Роспатент может зарегистрировать права «Русагро» на «брауни», поскольку знак имеет различительную способность, считают юристы.

РБК daily

Популярные новости

To Top