Кишечная микрофлора человека зависит от его диеты

Как кишечная микрофлора хищников отличается от таковой у травоядных, так и кишечные бактерии европейцев-мясоедов отличаются по видовому составу от бактерий венесуэльцев и африканцев, питающихся кукурузой и маниоком.

Изучение микрофлоры человека, и особенно желудочно-кишечной её части, переживает настоящий бум. Уже известно, что бактерии-симбионты не только помогают нам переваривать пищу, они ещё и влияют на самые разные системы организма, вплоть до нервной. Естественно, особое внимание учёные уделяют тому, как связаны друг с другом болезни и изменения в жизнедеятельности кишечных бактерий.

Но чтобы это выяснить, нужно иметь представление о нормальном, здоровом состоянии желудочно-кишечной микрофлоры. Исследователи из Вашингтонского университета в Сент-Луисе (США) проанализировали с этой целью 532 образца микрофлоры, взятых у здоровых людей разного возраста. Больше половины их жили в США, остальные — в Венесуэле и африканском государстве Малави. Видовой состав микрофлоры учёные определяли по бактериальной ДНК, кодирующей информацию о рибосомных РНК.

В статье, опубликованной в журнале Nature, исследователи сообщают, что формирование микрофлоры всякий раз начиналось одинаково. То есть у детей в США, Венесуэле и Малави состав кишечных микроорганизмов был схожим. Но уже к трём годам микрофлора сильно различалась — как и у взрослых. Впрочем, у венесуэльских индейцев и у жителей Малави её видовой состав был относительно одинаков. Но при этом от них сильно отличались жители США. Кишечная микрофлора у американцев была на 25% менее разнообразна, чем у венесуэльцев и африканцев.

Различия были не только на видовом, но и на генетическом уровне. Так, «американские» бактерии часто утрачивали ген альфа-амилазы, необходимой для расщепления крахмала, зато у них чаще, чем у «африканских» и «индейских», обнаруживались гены, необходимые для расщепления аминокислот и простых сахаров. Исследователи полагают, что такие различия объясняются прежде всего рационом питания разных групп людей. Американцы и европейцы едят пищу, богатую белками и простыми углеводами, тогда как венесуэльцы и жители Малави живут преимущественно на кукурузе и маниоке.

Год назад эта же научная группа уже выполняла похожую работу, но тогда речь шла о различии между хищными и травоядными млекопитающими. Отрадно видеть, что «дальнейшие исследования» не были отложены в долгий ящик после тогдашней статьи в Science. Впрочем, нельзя исключать, что состав кишечной микрофлоры может зависеть и от других факторов — например, от генетических особенностей той или иной этнической группы. И чтобы выяснить, так ли это, опять-таки потребуются дальнейшие эксперименты.

Компьюлента