Исследования

ЦИКР: Россияне готовы тратиться на сладости

Продажи всех видов кондитерских изделий в России в I квартале 2018 года составили 248,3 млрд руб. что на 4,3% больше, чем было за аналогичный период 2017 года, свидетельствуют данные Росстата. Причем этот рост связан именно с увеличением потребления кондитерских изделия в стране, так как розничные цены на кондитерские изделия в среднем по России в марте 2018 года снизились на 0,1% по сравнению с мартом 2017 года. А с начала года цены на сладости в стране снизились на 0,07%.

Еще более высокая динамка в первом квартале 2018 годы была производственном секторе — объемы выпуска кондитерских изделий в России за первые три месяца 2018 года выросли на 5,9% по сравнению с первым кварталом предыдущего года до 840,4 тыс. тонн. В России активно растут экспортные продажи, динамика которых даже превышает показатели увеличения потребления внутри страны. Экспорт кондитерских изделий российского производства в I квартале 2018 года увеличился на 16,4% по сравнению с I кварталом 2017 года до 104,3 тыс. тонн и установил очередной рекорд по объемам поставок на внешние рынки. Всего за первые три месяца текущего года на экспорт было продано российских сладостей на сумму $238,4 млн, что больше на 15,7%, чем было за аналогичный период год назад.

В описываемый период потребление кондитерских изделий в России практически не росло — в первом квартале 2018 года в России оно составило 24,5 кг в год на человека, как было и в 2017 году. Однако изменилась структура предпочтений в пользу более дорогих сладостей: шоколада и шоколадных кондитерских изделий. Если по итогам 2017 года потребление шоколада и шоколадных кондитерских изделий было на уровне 5 кг в год на человека, то в первом квартале текущего года оно выросло уже до 5,1 кг на человека в пересчете на год. Растет потребление отдельных видов сахаристых кондитерских изделий, также относящихся к более высоким ценовым категориям. Например, в категории зефира, пастилы и мармелада показатели потребления выросли за счет перераспределения спроса в пользу сладостей, позиционируемых как более натуральные, здоровые или новационные. К такой продукции относятся пастильно-мармеладные изделия, выполненные по историческим рецептам или сладости, изготовленные на основе фруктового пюре без сахара или с небольшим его количеством, а также разнообразные изделия из сухофруктов, злаков и орехов.

Хотя некоторые другие виды сладкого теряют своих покупателей — потребление тортов с пирожными падает еще с докризисных времен — в 2013 году оно было на уровне 2,5 кг, в 2017 году в среднем по стране оно уже находилось на уровне 2 кг в год на человека, а в первом квартале 2018 года вообще снизилось почти до 1,9 кг на человека в пересчете на год (точнее 1,94 кг в год на человека). Потребление карамели упало до 1,1 кг на человека в пересчете на год с 1,2 кг в 2017 году.

Печенье, вафли и остальные мучные кондитерские изделия длительных сроков хранения являются и наиболее доступными по сравнению с другими видами сладкого и предоставляют для потребителей очень широкое ассортиментное разнообразие. В первом квартале 2018 года в среднем россиянин съедал 9,6 кг на человека в пересчете на год, столько же получалось и в 2017 году.

В 2017 году расходы россиян на кондитерские изделия в среднем составили 7097 руб. на человека в год при потреблении 24,5 кг в год на человека. В структуре трат на сладости самую большую долю занимали шоколад и шоколадные кондитерские изделия —38%, на мучные кондитерские изделия длительных сроков хранения приходилось 24%, сахаристые — 27%, а на торты с пирожными 11%.

Самый большой бюджет на сладости в стране в Москве — около 12 тыс. руб. в год на человека. Однако эта сумма также учитывает и траты «гостей столицы». Кроме того, в Москве самые высокие розничные цены на кондитерские изделия в стране, за исключением удаленных северных регионов. Хотя москвичи в среднем действительно потребляют на 4,5 кг в год на человека больше кондитерских изделий, чем среднестатистический житель страны. В среднем по ЦФО расходы на кондитерские изделия составляют около 9,5 тыс. руб. в год. Также наиболее высокие бюджеты на сладкое в Северо-Западном (около 7,3 тыс. руб. в год) и Дальневосточном (7,5 тыс. руб. в год) федеральных округах. Но если в Северо-Западном округе один из самых высоких уровней потребления сладостей в стране, до 32 кг в год на человека (преимущественно мучных кондитерских изделий), то более высокие траты на сладкое жителей Дальнего востока — это следствие высоких цен в регионе, а не больших объемов потребления. Меньше сего тратят на кондитерские изделия в Сибирском (около 5 тыс. руб. в год на человека) и Северо-Кавказском (4,3 тыс. руб. в год на человека) федеральных округах.

«Основное восстановление потребления сладостей в России пришлось на 2017 год. В дальнейшем рост потребления возможен не столько в объемах, сколько в увеличении трат за счет смещения спроса в более дорогие ценовые категории, — говорит исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина. — В частности, уже сейчас наблюдается смещение спроса в пользу шоколадных кондитерских изделий, а также все активнее растет спрос на сладости, позиционируемые как более полезные и здоровые».

Популярные новости

To Top